Предложения по вопросам информационного обеспечения работ по техническому регулированиюI.
Цели и задачи информационного обеспечения работ по техническому регулированию Информационное обеспечение работ по техническому регулированию предусмотрено Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию". Основными целями информационного обеспечения работ по техническому регулированию являются: - оперативное обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной и полной информацией в сфере технического регулирования, в том числе информацией относительно любых технических регламентов и стандартов, требований к безопасности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения и утилизации, способов и методов обеспечения и подтверждения указанной безопасности, а также информацией в области контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; - обеспечение информационной поддержки процессов технического регулирования, в том числе процессов разработки и принятия технических регламентов и стандартов, проведения оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, а также контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; - обеспечение прозрачности и широкого обсуждения при разработке и принятии технических регламентов и стандартов; - обеспечение выполнения положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия; - обеспечение проведения мониторинга хода реализации Федерального закона "О техническом регулировании"; - создание условий и предпосылок для организации и осуществления межведомственных, межрегиональных связей, а также международного сотрудничества в сфере технического регулирования, в том числе с государствами - участниками СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС, международными и региональными организациями по стандартизации. Для достижения указанных целей необходимо решение задач: 1) создание, развитие и обеспечение эффективного функционирования единой информационной системы по техническому регулированию (далее – Единая информационная система). Создание, развитие и обеспечение эффективного функционирования Единой информационной системы должно базироваться на принципах: - обеспечения оперативности, достоверности и доступности предоставляемой информации в сфере технического регулирования; - открытости Единой информационной системы, обеспечивающей объединение имеющихся информационных ресурсов и возможность дальнейшего их наращивания; - системности, предполагающей установление таких связей между структурными элементами системы, которые обеспечивают как цельность самой системы, так и ее взаимодействие с другими системами; - совместимости, заключающейся в создании информационных интерфейсов, благодаря которым Единая информационной система может взаимодействовать с другим системами в соответствии с установленными правилами; - вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых подсистем; - единства программно-технических, архитектурных, технологических, организационных принципов подсистем Единой информационной системы; - максимального использования готовых программно-технических решений и информационных технологий; - исключения дублирования процедур сбора и обработки информации в информационных технологиях; - использования прогрессивных информационных технологий и перспективных программно-технических средств; - соблюдения прав и законных интересов третьих лиц при предоставлении информации. Информационные ресурсы Единой информационной системы должны содержать следующие базы и банки данных: - основных документов, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, в том числе технических регламентов и документов национальной системы стандартизации (включая национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации), международных (региональных) стандартов, национальных стандартов иностранных государств, информации о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и правилах их применения, а также правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения технических регламентов, нормативных правовых актов в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений; - уведомлений о разработке проектов технических регламентов и национальных стандартов, завершении их публичного обсуждения, об утверждении национальных стандартов, заключений экспертных комиссий по техническому регулированию, программ разработки технических регламентов и национальных стандартов и других документов в области разработки и принятия технических регламентов и стандартов; - по вопросам аккредитации, включая реестры органов по аккредитации, результаты проведения инспекционного контроля органов по оценке соответствия и другую информацию в области аккредитации; - по вопросам оценки и подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, включая реестры аккредитованных органов по оценке соответствия (органов по сертификации, испытательных лабораторий и др.), выданных сертификатов соответствия, реестры деклараций соответствия, реестры зарегистрированных систем добровольной сертификации, перечни товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; - в области контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, в том числе о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов; - обеспечивающие ведение мониторинга хода реализации Федерального закона "О техническом регулировании"; - в области добровольного подтверждения соответствия, в том числе реестры зарегистрированных систем добровольной сертификации; - по вопросам обеспечения единства измерений; 2) интеграция информационных систем (ресурсов) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в сфере технического регулирования, контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, аккредитацию органов по оценке соответствия, а также информационных ресурсов органов по оценке соответствия в Единую информационную систему. Создание общей информационно-коммуникационной среды, единого комплекса прогрессивных взаимосвязанных информационных технологий в сфере технического регулирования. Определение порядка взаимодействия между участниками и потребителями информации Единой информационной системы, включая определение сроков, форм и форматов предоставления информации; 3) обеспечение информационного взаимодействия Единой информационной системы с информационными системами по техническому регулированию международных (региональных) организаций по стандартизации, государств - участников СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС с последующей интеграцией Единой информационной системы в создаваемую единую информационную систему ЕЭП; 4) создание и развитие электронных систем и средств доступа к информационным ресурсам в сфере технического регулирования. Исходя из того, что потребность в услугах данной информационной системы испытывает широкий круг пользователей, коммуникационная среда по обслуживанию информационных запросов должна обеспечивать доступ к системе через общедоступные каналы и сети связи, такие как телефонные и телеграфные сети, глобальные, региональные и корпоративные информационные сети; 5) обеспечение защиты и сохранности информации в сфере технического регулирования; 6) развитие информационных услуг в сфере технического регулирования. П. Основные результаты работ в области информационного обеспечения и проблемы при создании Единой информационной системы Единая информационная система создается на информационно-технологической базе действующей автоматизированной системы обработки информации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с учетом перспектив ее развития в соответствии с принципами и положениями Федерального закона "О техническом регулировании". В настоящее время созданы отдельные элементы Единой информационной системы, в том числе следующие базы и банки данных: - основных документов, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов (с полными текстами национальных стандартов Российской Федерации, межгосударственных и международных стандартов, стандартов ведущих зарубежных стран, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, ведение которых поручено Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии); - программа разработки национальных стандартов Российской Федерации; - технических комитетов, органов по сертификации и испытательных лабораторий, уведомлений о разработке и о завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов и национальных стандартов, выданных сертификатов соответствия в рамках системы сертификации ГОСТ Р и другие; - сфере обеспечения единства измерений; - отдельные базы данных в сфере контроля (надзора). В целях своевременного рассмотрения обращений граждан, принятия решений по ним и направления ответов создана подсистема "Общественная приемная", предоставляющая гражданам возможность получения информации в интерактивном режиме. Разработаны и внедрены технологические процессы, обеспечивающие ведение и актуализацию созданных баз данных. Однако остались нерешенными следующие проблемы. Отсутствует надлежащее регулирование отношений в области формирования информационных ресурсов и обеспечения пользования ими. Не установлен порядок взаимодействия между участниками Единой информационной системы, а также ее пользователями. Действующее техническое обеспечение Единой информационной системы по уровню быстродействия и емкости, пропускной способности каналов не соответствует прогнозируемому объему хранящейся и обрабатываемой информации, а также растущим информационным потребностям пользователей информационных услуг в области технического регулирования. Также требует совершенствования система защиты информации и предотвращения от несанкционированного доступа. В связи с необходимостью создания новых баз и банков данных требуется создание нового и совершенствование действующего программного обеспечения. Требует совершенствования и развития поисковый аппарат и пользовательский интерфейс в целях обеспечения свободного и оперативного доступа всех заинтересованных лиц к информации в сфере технического регулирования. III. Пути решения задач по информационному обеспечению в сфере технического регулирования Для достижения целей и решения поставленных задач по информационному обеспечению работ по техническому регулированию необходимо выполнение следующих первоочередных мероприятий: - для Единой информационной системы, как и для любой сложной организационно-технической системы должны быть определены: структура, участники системы и информационные связи между ними, правила функционирования системы; - создание недостающих подсистем, баз и банков данных в сфере технического регулирования, в том числе: реестров органов по аккредитации, реестров деклараций соответствия, реестров зарегистрированных систем добровольной сертификации, баз данных о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, баз данных, обеспечивающих ведение мониторинга хода реализации Федерального закона "О техническом регулировании", и других; - создание и ведение центрального интегрированного банка информационных ресурсов; - разработка и ввод в действие прикладных информационных технологий, обеспечивающих работу всех подсистем и баз данных, включая их своевременную актуализацию; - разработка единой унифицированной комплексной технологии создания, обработки, хранения, распространения и передачи информации в сфере технического регулирования; - формирование и интеграция информационных ресурсов, организация доступа к ним через официальный портал; - развитие аппаратно-программного комплекса, совершенствование средств защиты, обработки, хранения и передачи информации; - установление единого порядка сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления информации; - обучение персонала, обслуживающего программный комплекс, а также разработка инструкций для пользователей Единой информационной системы; - организация послегарантийного и сервисного обслуживания оборудования и сопровождения программных средств; - разработка системы долговременного хранения систематизированных информационных ресурсов. В целом создание Единой информационной системы и проведение других работ в области информационного обеспечения технического регулирования предполагает решение достаточно сложной организационно-технической задачи, требующей большого числа исполнителей, значительных временных и материальных затрат. Опыт создания единых государственных информационных систем показывает, что их финансирование должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Учитывая социальную направленность данной проблемы, ее межведомственный характер, а также значение для развития гражданского общества и международных связей в сфере технического регулирования, указанные работы необходимо организовать в рамках самостоятельной федеральной целевой программы либо в рамках подпрограммы "Единая информационная система по техническому регулированию" федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 – 2010 годы)". Реализация подпрограммы "Единая информационная система по техническому регулированию" позволит: - обеспечить условия эффективного функционирования системы технического регулирования, в том числе повысить оперативность, обоснованность и правильность принимаемых федеральными органами исполнительной власти решений в области технического регулирования; - создать технические возможности информационного обмена со всеми участниками системы технического регулирования в Российской Федерации, а также с международными и региональными организациями по вопросам технического регулирования; - обеспечить всех заинтересованных лиц достоверной, оперативной и полной информацией в области технического регулирования; - обеспечить выполнение положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия.
По информации Минпромэнерго России
02.12.2004 10:14:45 Источник: Derrick.ru
Все новости | Подписка на новости | Добавить свою новость
|